Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.
Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

    дошкольное (ясли, детские сады)
    общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.
    общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ, лицеи), среднее специальное (техникумы, колледжи)
    высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся[1]

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

    колледжах
    лицеях
    гимназиях
    профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Студенты, учившиеся за счёт средств бюджета, обязаны отработать два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти[2].

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[3]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[4].

В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках.

В 2002 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, профессионально-технических УЗ, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

В Болонском процессе Белоруссия не участвует.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»[5].
История образования в Белоруссии

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории нынешней Белоруссии является Слуцкая гимназия[6]. На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись — царизм не желал создавать возможный «рассадник вольнодумства».
БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

    Белорусский государственный университет,
    Белорусский национальный технический университет,
    Белорусский государственный экономический университет,
    Белорусский государственный медицинский университет,
    Белорусский государственный педагогический университет,
    Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней[7].

После Великой Отечественной войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности[7]. В конце 40-х — начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава[8].

В конце 50-х — начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки)[7]. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.
1990-е

29 января 1991 года в целях повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики Совет Министров БССР постановил[9] образовать на базе упраздняемого Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Белорусском государственной институте народного хозяйства им. В. В. Куйбышева Академию управления при Совете Министров БССР (сегодня — Академия управления при Президенте Республики Беларусь), которой в 1995 году присвоен статус президентской.

В 90-х многие институты получили статус университетов. Кроме того, появились негосударственные вузы. В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.
Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[10]
2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян»[11] 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании[12][13] В 2010 году был создан Институт пограничной службы Республики Беларусь[14]. На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них — 60 % студентов белорусских вузов — заочники)[15]. Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы[16]
2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ[17]. В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 — частной)[18]. 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила»[19]. На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования — 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах — около 87 тыс. человек), ПТУ — 217 (обучается — 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) — 213 (по плану — 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) — 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану — 89,7 тыс. человек)[20].
2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения[21].
Кодекс об образовании
Проект

2010 год — при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые[22].

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[23]..

Ряд положений проекта:

    Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
    Частные вузы обяжут иметь общежитие
    Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
    Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

    В образовательном учреждении:
        Очная форма
        Очно-заочная (вечерняя)
        Заочная
        Дистанционная, непрерывная
    В форме семейного образования
    Самообразование
    Экстернат
    С репетитором